С недавнего времени благодаря известной компании GoPro и упорству ее основателя Нику Вудману, экшн камеры плотно вошли в нашу жизнь и сейчас без фото или видео с камер не обходится ни одно серьезное путешествие. Последние два года качество снятого материала достигло высокого уровня и многие стали воспринимать экшн камеру как основную благодаря компактности и весу, оставляя свои громоздкие аппараты дома.
Не остались в стороне и райдеры на мотоциклах, квадрациклах и снегоходах. Эндуристы с удовольствием вешают камеры и снимают видео со своих поездок. Снятое видео можно оформить в виде смонтированного ролика и закачать его на ютуб, это видео смогут посмотреть не только друзья, но и любой любитель мотоциклов, не исключено, что это будет какой-нибудь именитый спортсмен, по истине технологическая революция. Те, кому лень или нет времени на монтаж, могут оставлять материалы в сыром виде на жестком диске или закачивать на видеохостинг “как есть”, переодически пересматривая свое катание целиком и испытывая нотки ностальгии холодными зимними вечерами.
И если раньше эндуристы были целиком заняты поездкой и сконцентрированы на ней, то теперь владельцам камер приходится периодически отвлекаться и думать за двоих. Прямо на ходу райдеры включают и выключают камеры, периодически забывая в каком режиме ее оставили, после чего судорожно нажимают кнопки, прислушиваясь к писку камеры. Продвинутые операторы GoPro умудряются по звуку определять режимы и переходить в режим фотографии и снимать не только видео, но и фотографии.
Съемками своих эндуро катаний на экшн камеры мы уже занимаемся более четырех лет и накопили некоторый опыт, с которым мы можем с вами поделиться. Его можно применить для съемок в эндуро и мотокроссе. Райдеры на дорожных мотоциклах проблем со съемками обычно не испытывают, поскольку им не приходится так активно двигаться на мотоцикле. Снимаем мы в основном на камеры GoPro, иногда приходилось работать с видео, снятыми на китайские камеры Xiaomi. Начнем со способа крепления, поскольку этот вопрос является основным, благодаря месту крепления определяется и возможный ракурс.
Выбор основного места крепления для камеры
Если вы готовы делать динамичное видео под музыку, рекомендуем снимать куски видео с различных ракурсов и разбавлять этими кадрами планы, снятые с основного ракурса. Но в поездке с большим количеством эндуро-друзей маловероятно что все будут терпеливо ждать, пока вы там закрепите свою камеру. Также нет необходимости снимать длинные видео с дополнительных ракурсов, вроде тех, в которых происходит: “движение вилки, переключения лапки КПП ногой или цепи в динамике с маятником и задним колесом”, этих кадров достаточно буквально десяток-другой секунд. Поэтому съемки дополнительных ракурсов в поездках с друзьями обычно нет времени, можно выделить дополнительным ракурсом отдельное время, снять их заранее и разбавлять ими основные кадры при необходимости. Разберем способы крепления для съемок основных кадров.
Крепление на шлем
В подавляющем большинстве случаев основным местом крепления является шлем, поскольку при съемках со шлема получаются наиболее реалистичные кадры, а видео стабилизируется естественным образом вашей головой. Крепление на шлем, как правило, осуществляется с помощью стандартной площадки GoPro, которая закрепляется с помощью толстого двустороннего 3M скотча. С креплением таким образом, как правило, трудностей никаких не возникает, если предварительно обезжирить поверхность шлема. Отваливается камера лишь при сильных ударах непосредственно в корпус камеры или в само крепление. Если вы опасаетесь потери, можно воспользоваться страховочным тросиком, который не даст улететь камере далеко даже в процессе самого эпичного падения.
Глядя на шлем, возникает сразу вопрос… “куда?”. Самым идеальным местом крепления будет то, при котором при просмотре видео кажется что вы находитесь за рулем мотоцикла, а в кадре нет элементов, закрывающих обзор. Забежим немного вперед и скажем, что идеальным местом расположения будет место близ глаз райдера, но обо всем по порядку.
Крепление на шлем – это обычная площадка, может быть изогнутой под и прямой, в зависимости от поверхности на которую они приклеиваются. Площадки обычно в ходу, их можно приклеивать на любую поверхность, поэтому желательно их покупать из Китая с запасом, иначе в России придется за них переплатить.
Не стоит забывать о безопасности вашей камеры, бывает, что от сильного удара или веткой камеру отрывает от шлема вместе с площадкой. Скотч 3M держит хорошо, но сильные ударные нагрузки могут его оторвать. Зачастую райдер не замечает отрыва камеры и вспоминает о ней когда уже поздно. Мы сталкивались с этим несколько раз. Для страховки стоит приобрести специальный тросик, либо сделать его из подручных материалов.
Площадки для gopro с aliexpress – ссылка.
Трос для экшн камеры – ссылка.
Самый простой вариант крепления – это на макушку шлема, в самом верху, но последнее время в моду вошли шлемы, у которых сверху идет ребро и нет плоского места для площадки GoPro. На самом деле, мы пришли к выводу, что несмотря на то, что это самый простой способ крепления, он не является идеальным, поскольку камера в этом случае находится слишком высоко, сильно выше глаз. Из-за широкого угла обзора, зачастую в кадр даже еле попадает переднее крыло мотоцикла, не говоря уже о руле. Возникает ощущение, что за рулем находится высокий “дядя степа”, а внизу кадра торчит козырек кроссового шлема, который по нашему мнению слабо украшает кадр. Ну и не забудем про то, что вы периодически будете цепляться камерой за ветки, на полной скорости, неожиданно для себя, это норма.
Если не получается или не хочется крепить сверху, следующая идет приходит незамедлительно, надо крепить сбоку! И так поступают многие, они крепят площадку, берут Г-образный переходник от GoPro и устанавливают камеру. В этом случае кадры действительно получаются более реалистичными, в кадре есть руль, видно как ходят руки, но… камера сбоку, камера сильно сбоку, и этот постоянно торчащий шлем, который сжирает край кадра. Если вы увлечетесь съемками видео, рано или поздно вам надоест терпеть наличие шлема в кадре и вы начнете экспериментировать дальше. Конечно, можно с помощью переходников увести камеру подальше от шлема вбок и мы неоднократно видели такие эксперименты, когда райдеры больше похожи на представителей внеземного разума, с непонятной антенной, торчащей из головы куда-то в сторону. Во-первых, в этом случае камера опять находится сильно сбоку, а во-вторых вы будете цепляться о ветки гораздо чаще.
Следующие два способа крепления являются наиболее оптимальными, поскольку создают максимально реалистичные кадры глазами райдера, камера расположена строго по центру и в кадре видно руки их работу, а также руль.
Первый способ крепления, которым пользуется знаменитый Грем Джарвис, это крепление экшн камеры под козырек кроссового шлема. Здесь нет уникального способа крепления, все зависит от вашего шлема и его геометрии. Если говорить простыми словами, камера крепится под козырек “вверх ногами”, площадка крепится либо на сам козырек, либо на шлем под козырьком, если хватает места. Если нет плоского места для крепления, можно воспользоваться холодной сваркой и создать его самостоятельно. Плюсы, помимо отличного ракурса очевидны, камера находится близко к голове, но при этом она не мешает обзору, вы легко можете услышать звук и определить включена она или нет, а козырек играет роль дополнительной защиты и камера не цепляется за ветки.
Второй способ это закрепить камеру спереди в самом низу шлема, перед “воздухозаборником”. В интернете продаются готовые крепления, но если вы не хотите переплачивать, вы можете поэкспериментировать и изготовить его самостоятельно. При этом способе крепления, камера находится в оптимальном положении чуть ниже глаз, обзору ничего не мешает, а руль практически всегда входит в кадр, но не перекрывает его.
Добавлено в 2020 году.
Китайцы постарались и выпустили готовое крепление для передней части шлема по вполне адекватной цене. Берем готовое крепление, крепим камеру и вперед.
Крепление на переднюю часть шлема – ссылка
GoPro Закреплена спереди шлема
Крепление на грудь
Второй по популярности способ крепления – это крепление на грудь. Выполняется с помощью специального крепления от GoPro в виде площадки, которая закрепляется ремнями на теле. Способ неплохой, но не всегда подходит для эндуро.
Для съемок с груди вы должны отстроить кадр правильно, но райдер постоянно двигается и в отличие от крепления на голову, угол наклона камеры постоянно меняется. В итоге мы получаем постоянно мелькающий в кадре руль, который периодический перекрывает кадр полностью. Смотреть такое видео не очень приятно, результатом едва ли будете довольны. С помощью данного способа можно сделать интересные кадры, но для этого вы не должны сильно менять свою позу и снимать только отдельные моменты, ваше тело должно выполнять роль идеального держателя для GoPro.
Оригинальное крепление на грудь стоит очень дорого, поэтому также заказываем из Китая – ссылка.
Закрепление камеры на мотоциклах – дело сугубо творческое и поэтому нет никаких инструкций, способов очень много.
В следующих статьях мы расскажем:
- Какую экшн камеру выбрать на текущий момент, чтобы не прогадать. Переплатить ли за GoPro или взять дешевого китайца?
- Что должно быть в кадре, чтобы было интересно.
- Режимы съемки видео. Оптимальные настройки GoPro для съемок на мотоциклах.
- Съемка с защитным боксом или без? Вопрос звука.
- Немного про монтаж и музыку.