Главная / Гараж / Навигация для катания на эндуро мотоцикле

Навигация для катания на эндуро мотоцикле

«Чтобы найти верную дорогу, надо сначала заблудиться.»
© Бернар Вербер

Катание на эндуро мотоцикле – это всегда приключение, с этим врядли кто-то поспорит.  Иногда даже блуждание в незнакомой местности — это неотъемлемая часть поездки, которая добавляет свою каплю азарта и делает из рядовой «покатушки» воспоминания на долгие годы. Но для того, чтобы приключение не превратилось в бесконечный поиск заветных троп и дорожек, все же необходимо заранее продумывать маршрут и его придерживаться в процессе поездки с помощью навигации.

Эндуро навигация
«Нас никогда не сбить с пути, нам по… все равно куда идти».

 

В этой статье мы решили поверхностно ознакомить Вас с различными способами навигации в Эндуро, благо что с развитием техники и технологий, навигация становится проще и доступнее. Навигаторы – это самый простой, но не самый бюджетный способ навигации. Учитывая специфику использования данных устройств (вибрации, грязь, влага и другие неблагоприятные условия), выбор устройств  для использования на мотоциклах все же сильно ограничен. Условно разделить эту группу можно на следующие категории:

Современный смартфон с GPS на базе Android. 

Используется в связке с защитным чехлом и креплением на руль.

телефон gps навигатор
Современный смартфон + крепеж на руль с чехлом = навигатор.

Достоинства:

  • Стоимость – цена на самые дешевые смартфоны с поддержкой GPS стартует от 2500 руб. Защитные чехлы для них – от 300 руб.
  • Большой выбор приложений с картами благодаря Android . Некоторые приложения совмещают в себе много карт, начиная от Советских военных, заканчивая гугл картами. Часть приложений, такие как «Советсткие военные карты», «Maps.ME», «Osmand» и другие, позволяют закачивать карты заранее и пользоваться ими без интернета.
  • Возможность использования навигатора как резервный телефон

Недостатки:

  • Зарядка – постоянно горящий экран и работающий GPS будет быстро высаживать батарейку. Приходится подключать устройство к сети мотоцикла для подзарядки. Разъем для зарядки может выйти из строя от вибраций. Более совершенный и надежный USB Type C частично должен решить эту проблему.
  • Низкая защищенность устройства. Разработчики телефонов не закладывают надежность, которая будет обеспечена при работе в качестве навигатора на руле мотоцикла.   Поэтому вибрации и ударные нагрузки теоретически могут вывести устройства из строя, вы должны быть к этому готовы.
  • Слабый сигнал GPS – в лесах может терять сигнал. Этот пункт зависит от конкретной модели смартфона и ни в коем случае не является обобщением. Зачастую на телефонах используется антенна минимального размера, из-за чего прием сигнала со спутников остается на удовлетворительном уровне, из-за чего также страдает и точность. Если специализированный навигатор обеспечивает точность в 2-2.5 метра, то телефон от 5, а порой около 10 метров. Перед покупкой конкретного телефона почитайте отзывы пользователей о работе GPS системы, некоторые модели имеют серьезные проблемы с приемом GPS сигнала. Проверить качество приема можно с помощью приложения «GPS Test».
  • Плохо читаемый экран. На солнце, да еще и под защитным чехлом, на ходу сложно разобрать что-либо. Приходится снижать скорость или останавливаться для «чтения» карты.

 Туристические навигаторы и картплоттеры.

Я считаю данный вариант наиболее оптимальным, на нем, в конечном итоге, он и остановился. Лидером рынка в данном сегменте является компания Garmin. Ассортимент довольно широкий – от относительно дешевых устройств с небольшим экраном и «слабым» железом, до продвинутых дорогих моделей картплоттеров.

garmin gps enduro
С гармином сложно заблудиться

Достоинства:

  • Высокая надежность. Живучесть данных устройств проверена годами. Разработчики изначально закладывают запас прочности и предполагают использование на рулях транспортных средств, а в комплекте идет, либо можно купить «правильный крепеж» на руль.
  • Автономное питание. Устройства можно подключать к бортовой сети мотоцикла, но они имеют отсек для аккумуляторов или батареек (тип АА, как правило). Время автономной работы может достигать 12 часов.
  • Хороший прием GPS сигнала и высокая точность от 2 метров, которая гарантируется правильной электроникой и внешней антенной большого размера.
  • Дисплей легко читается при любой погоде. Антибликовое покрытие, трансрефлективный дисплей – все это неотъемлемая часть туристических навигаторов. Для того, чтобы Вы могли разобрать трек не останавливаясь, выбирать навигатор следует с размером дисплея от 3 дюймов.
  • Возможность загружать различные карты. Я остановил свой выбор на картах OSM. Вопросов с загрузкой карт, треков и точек никогда не возникало.
  • Большой выбор аксессуаров (защитный пленки, крепления и т.д.)

Недостатки:

— Стоимость. Цены на самые бюджетные устройства начинается от 8000 рублей, а «ходовые» модели навигаторов начинаются от 18000 рублей на момент написания статьи.
— Переход на сенсорные экраны. Несмотря на то, что это позволяет увеличить площадь дисплея с сохранением габаритов устройства, сенсорные экраны оставляют больше неудобств, чем кнопочные устройства (протирая от грязи или пыли, можно сбить трек или настройки; не всегда удобно работать в перчатках).

Автор статьи использует Garmin Colorado 400.

 

Мотонавигаторы из Китая.

Приобрести данные устройства можно как в России, так и заказать самостоятельно с площадок типа «алиэкспресс».

Мото навигатор из китая
Примерно так выглядит китайский навигатор. С ним идет держатель с внешним питанием и крепеж на руль.

Достоинства:

  • Стоимость. В Китае цены начинаются от 5500 руб. Доступно
  • Наличие аккумулятора и «правильного» разъема для подключения дополнительного питания, помимо стандартного Mini USB.
  • Большой размер дисплея и высокая яркость подсветки.
  • Относительно надежны (нет достоверных данных, качество сильно разнится).
  • Защищенность от влаги, пыли, ударов и вибраций. Хороший прорезиненный корпус внушает доверие.

Недостатки:

  • Качество изготовления. Разнится от устройства к устройству, высокая вероятность налететь на брак.
  •  Слабый сигнал GPS. Возможна потеря спутников на сложном рельефе или в густом лесу.
  •  Узкий выбор приложений. Все они сделаны как правило на базе автомобильных навигаторов, поэтому операционная система — это древняя Windows CE и скромный выбор приложений, который ограничивается Navitel, iGO и другими, которые больше подходят для навигации по дорогам общего пользования.
  •  «Слабое железо». Устройства визуально работают медленно и также медленно «пролистывают» карту, после современных устройств на базе Android, китайский навигатор требует выдержки и терпения.
  •  Слабый аккумулятор, без дополнительного питания практически бесполезен.

Аналоговые карты.

Самым надежным и дешевым способом ориентирования в лесу по-прежнему остается бумажная карта. Нет, нет, я ни в коем случае не шучу. В течении года, до момента приобретения навигатора, я использовал бумажный карту для ориентирования во время поездок. Прокладывая на компьютере треки, обозначая контрольные точки и населенные пункты, я распечатывал с собой карту и пользовался в поездке, для корректировки маршрута.

Выводы:

Если ваш бюджет позволяют приобрести специализированный туристический навигатор — смело берите его. Это устройство, которое никогда вас не подведет и станет вашим надежным спутником на долгие годы, который готов выручить в любой ситуации.

Если ваш бюджет ограничен, смотрите в сторону смартфона на базе Android. Перед покупкой обязательно знакомьтесь с отзывами владельцев о работе GPS, как быстро ловит сигнал со спутников, теряет ли сигнал и какую точность обеспечивает. Помимо этого ознакомьтесь с результатами работы приложения «GPS TEST» и подобных, чем выше уровень сигнала со спутников, тем лучше. Если у вас нет возможности или желания крепить телефон на руль и прокладывать бортовое питание, вы всегда можете использовать его автономно, доставая из кармана или рюкзака. В этом случае рекомендуем смотреть в сторону устройств с аккумулятором большого объема, в районе 3-4 тысяч миллиампер, не лишним будет подстраховаться с помощью внешнего аккумулятора.

Несмотря на добротный внешний вид и защиту от воды, китайский мотонавигатор мы рекомендовать не будем, поскольку его покупка — это лотерея, а используемое железо и софт на базе Windows CE уже морально устарело. Единственный вид эксплуатации китайских навигаторов более менее оправдан — это при бюджетном использовании на туристических эндуро. Эти навигаторы не боятся дождя, имеют внешнее питание, а навител и другое по вполне оправдывает себя для использования по дорогам и грунтовкам.

Все эти устройства имееют свои достоинства и недостатки. К сожалению, пока что идеального устройства по соотношению цена/качество мы не видим. Даже быстрые смартфоны требуют дополнительные костыли в виде чехла и крепежа, которые создают сложности при чтении дисплея. Зачастую даже сами чехлы оставляют сомнения по поводу своего качества. Если с защитой от воды все  в порядке, то что будет с пластиковым крепежом после серьезного падения — загадка. Как бы не было смешно, надеждой для доступной мото навигации остаются инженеры из Китая. Мы прогнозируем, что уже в скором времени им придется отказаться от выпуска морально устаревших навигаторов на без Windows CE и приступить к созданию защищенных устройств на базе Android, дело времени.

Автор: Емелин Иван


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *