Мы решили сделать полезное дело и составили свой «идеальный» список из снаряжения, который может пригодиться при катании на эндуро мотоциклах.. Это может быть как «покатушка выходного дня», так и однодневный выезд на мотоциклах в незнакомой местности.
Для начала определимся с понятием катания «выходного дня». В нашем понимании — это однодневный выезд на природу в леса, поля, холмы, горы и прочие элементы природы, на которые не хватило фантазии. Наличие этих элементов полностью зависит от местности, в которой вы живете. Общий пробег за день, в среднем, может составлять примерно от 50 до 200 км. Формат выезда «выходного дня» является наиболее оптимальным и встречается чаще всего среди любителей. В нем могут участвовать как мотоциклы класса софт эндуро (старые японцы, китайцы), так и хард эндуро, наряду с кроссовыми мотоциклами. Бывало, с нами выезжали эндуро-туристы и питбайки, но это скорее исключение из правил, поскольку это были единичные случаи.
Итак, для того чтобы быть готовым к различного рода «приключениям» и не омрачать прекрасный день заботами об эвакуации мотоцикла из лона природы, мы подготовили «спасательный пакет». Что он в себя включает? Это небольшой список инструмента для мелкого ремонта мотоцикла и аптечка, для небольшого ремонта райдера (тьфу, тьфу, тьфу). Рассмотрим подробнее содержимое аптечки и инструмента.
Аптечка
Не секрет, что райдер на эндуро временами вступает в борьбу с природой, зачастую природа оказывается сильнее. К примеру, сухие торчащие ветки деревьев могут существенно травмировать райдера даже через экипировку, а падения с мотоцикла оставляют широкий простор для фантазий насчет возможных травм. Поэтому вопрос, зачем нужна аптечка в эндуро поездках, надеемся ответа не требует. В аптечку мы включаем:
- Перевязочный материал (одна упаковка стерильных бинтов)
- Пачка стерильных салфеток
- Широкий лейкопластырь
- Обеззараживающее средство (автор статьи использует хлоргексидин в пластиковой таре)
- Таблетки обезболивающего (подбирается под себя индивидуально)
- Таблетки противодиарейные (например, лоперамид)
- Небольшой жгут.
Этот набор необходимо упаковать в водонепроницаемый пакет. Не забывайте регулярно проверять сроки годности лекарственных средств и заменять при необходимости.
Инструмент
Список инструмента подбирается индивидуально, но для себя мы определили оптимальный набор следующего снаряжения:
1. Мультитул – не стоить экономить на этом инструменте. Лучше один раз купить фирменный и быть уверенным в нем, чем в случае острой необходимости, лишиться спасительной возможности ремонта из-за низкого качества изготовления. Мультитул – это многофункциональный инструмент, который может пригодиться при любом виде ремонта. Очень важно, что он включает в себя полноценные пассатижи.
2. Монтажки комбинированные. Этот инструмент мы делаем самостоятельно из ключей для гаек, но продаются и готовые варианты. Комбинированные монтажки позволяют совместить «два в одном» и не возить лишний инструмент. С одной стороны у него накидной ключ, с другой непосредственно сама «монтажка». Мы возим с собой 2 монтажки (на 27 под ось колес и на 21 для свечи), этого достаточно для разбортировки, ремонта и сборки колеса в полевых условиях. Необходим опыт работы с монтажками, велик шанс порвать ими камеру, поэтому пригодится набор заплат, на всякий пожарный.
Монтажки брать обязательно! Один комплект на группу. Однажды в горах мы прокололи камеру, из-за отсутствия необходимого инструмента и собственной глупости, потеряли весь день катания впустую. Процесс ремонта занял более 8 часов с перевозкой колеса, поиском шиномонтажа, ожиданием, возвратом к мотоциклу и к поездкой к дому. Неплохой опыт, чтобы понять, что надо брать с собой инструмент.
3. Запасные камеры и (или) ремонтный набор для камер. Автор статьи предпочитает возить набор ремонтных заплат (меньше вес и занимаемое пространство), поскольку используются буксаторы и вероятность отрыва соска сведена к минимуму. Но случается всякое и помощь товарищам никто не отменял, поэтому берем с собой камеры.
4. Насос велосипедный. Занимает минимум места, а главное, экономит вес. Позволяет накачать колесо мотоцикла при должном терпении.
5. Небольшой набор шестигранников (если в мультитуле не предусмотрен). Если в вашем мультитуле нет бит для откручивания шестигранников и прочих соединений, придет на помощь легкий и компактный велосипедный набор инструмента. Удобен тем, что представляет собой единое целое и что-то потерять затруднительно.
6. Складной нож, хороший, надежный. Этот девайс может стать вашим надежным товарищем на все случаи жизни, поэтому разумно брать его и на покатушки.
7. Пластиковые хомуты, они же стяжки. Изобретение тысячелетия, почти ничего не весят, а пользу не оценить. Если что то не получается починить стяжками, значит ты используешь мало стяжек!
8. Изолента (Синяя! Для Владельцев КТМ оранжевая 🙂 ). Комментарии излишни.
9. Небольшой кусок провода, длина примерно 0.5-1 м, сечение 0,7-1 мм. В случае обрыва жизненно важной проводки, пригодится в качестве вставки. Можно использовать и в небольшой качестве веревки.
10. Замок цепи на случай обрыва или утери.
11. Запасная свеча зажигания (особенно для владельцев двухтактных мотоциклов).
12. Свечной ключ. Если на вашем мотоцикле свечу можно открутить накидным гаечным ключем, есть смысл сделать одну монтажку «свечником», см. пункт 2.
13. Зажигалка. Форма и тип на ваше усмотрение, но автор статьи рекомендует металлическую бензиновую, поскольку ее сложно сломать и легко заправить прямо из бака.
14. Веревка. Если двигатель мотоцикла «встал» и запустить его не получается, необходимо отбуксировать мотоцикл поближе к цивилизации. Можно конечно толкать его несколько часов руками, но гораздо приятнее, если у вас будет с собой веревка. Бывали случаи, когда с помощью веревки эндуристы доставали мотоциклы из труднодоступных мест в горных условиях. Помимо этого, веревка – это друг человека, при должных умениях с помощью нее можно сделать множество полезных устройств. Рекомендумая минимальная длина 3 метра, из-за небольшого веса можно крепить на переднее крыло.
15. Фонарь. Если темнота застанет врасплох, а такое легко встречается по осени или весне, производить ремонт, даже при свете фар, очень затруднительно. Рекомендуем брать с собой максимально легкий, компактный и мощный, благо китайцы предоставляют нам большой выбор среди светодиодных фонарей. Мы предпочитаем налобные и ручные, рассчитанные на один аккумулятор типа 18650.
На этом список снаряжения, которое мы возим с собой подходит к завершению. Каждый райдер корректирует его под себя индивидуально в зависимости от личных предпочтений и условии эксплуатации. Общий вес, вместе с аптечкой составляет около 2-2,5 кг. Весь набор помещается в поясную сумку или рюкзак и не доставляет особых неудобств.
Но! Не обязательно возить все это одному человеку! При катании в группах, раскидайте все инструменты и приспособления по рюкзакам команды или обговорите заранее кто что должен взять. Таким образом, вы будете иметь все необходимое снаряжения без дублирования комплектующих, соответственно вес будет незначителен.
Если у вас есть свои идеи по «спасательному комплекту» эндуриста – присылайте свои варианты, возможно мы что-то упустили. Желаем вам, чтобы это снаряжение никогда не пригодилось. Отличного катания!
Автор статьи: Емелин Иван
Я бы добавил ремкомплект тросов, который иметт разной длины пару тросов и креплений к ним. Очень порой нужен и заменить редко чем возможно!
Далее, исключил бы всякие поясные сумки и рюкзаки, ибо это все отбирает силы и энергию! А крепил бы на багажник, крыло, сумки, подсумки на бак и тд
Хорошее замечание про сумки. Это скорее актуально для легкого эндуро одного дня, когда нужен легкий мотоцикл для быстрого прохвата и есть силы нести вес на себе. А когда езда более спокойная или дальняк, действительно, разумнее нагрузить мотоцикл.
Оставлю и я комментарий, но возможно ответ не прочитаю. По поводу раскидать вещи на группу, это хорошо, катаюсь на эндурике ямаха 660, не лёгкий мопед. Бываю случаи когда мне или кому то с группы приходится покидать компанию и ехать домой или по делам, тогда человек останется без тех инструментов что остались в группе, то есть один насос на 5 человек всё же мало, лучше у каждого второго. И так мотоцикл мой не лёгкий, два раза было так что упал а достать нельзя, пришлось искать помощи один раз ночью в глухом лесу да ещё и прям на кладбище упал, вызывал батю с дома по телефону и ждал пока приедет поможет. После этого я вожу с собой не лёгкую и не малую ручную лебёдку (стяжка груза) с 20 метровым тросом, трос весит мало, что бы покататься в компании до неё надо ещё доехать, поэтому можно навернутся в яму так что сам мот не вытянуть. Ещё нигде никто на форумах не писал что возит с собой дымовую шашку, а я беру ещё и осветительные патроны, в темноте помогали не раз, попробуй объяснить по телефону в какой яме ты лежишь или у какого дерева упал, поэтому патроны вещь нужная, днём спасёт дымовая шашка, если упал на большом холме а подъездов в нему нет, шашкой можно обозначить себя.